Советы психолога

Анкета для учителя «Признаки агрессивности» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)

(Источник: Лютова К. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.)
развернуть

Утверждение о ребенке

Да Нет

1

Временами в него вселяется «злой дух»

   

2

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

   

3

Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

   

4

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

   

5

Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги

   

6

Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение

   

7

Он не прочь подразнить животных

   

8

Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним

   

9

Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих

   

10

В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот

   

11

Часто бывает ворчлив

   

12

Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека

   

13

Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других

   

14

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых

   

15

Легко ссорится, часто вступает в драки

   

16

Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми

   

17

У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности

   

18

Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится

   

19

Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других

   

 

Оценка результатов:

Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл.

15 – 19 баллов – высокий уровень агрессивности.

7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности.

1 – 6 баллов – низкий уровень агрессивности.

 

(Источник: Лютова К. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005.)

 

свернуть

Графическая методика «Кактус»

развернуть

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

Тест используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция:

«На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

  • характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
  • характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.)
  • характеристика иголок ( размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов:

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

 

Литература:

Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Обруч. – 2000. №5. С. 12-13.

 

свернуть

Экспресс-методика выявления тревожности учащихся 3-5 классов.

развернуть

Цель: определить уровень тревожности учащихся младшего школьного возраста.

 

Детям предлагается оценить свое самочувствие в последнее время.

Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы

«В последнее время…»

 

  1. Я быстро устаю (да, нет)
  2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет)
  3. Я чувствую себя свободнее (да, нет)
  4. У меня появилось головокружение/ слабость/ подташнивание (да, нет)
  5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет)
  6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет)
  7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет)
  8. Я избегаю трудностей (да, нет)
  9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет)
  10. У меня стало больше конфликтов (да, нет)
  11. Домашние задания стали интереснее (да, нет)
  12. Я хуже понимаю объяснения учителя (да, нет)
  13. Я долго переживаю неприятности (да, нет)
  14. Я не высыпаюсь (да, нет)
  15. Хочу, чтобы меня учила моя учительница (да, нет)

 

Подсчет баллов:

Начисляется по 1 баллу:

 за каждый ответ «да» на вопросы – 1,4,5,6,8,9,10,12,13,14,15

                           «нет» на вопросы – 2,3,7,11

 

Оценка уровня тревожности:

                           1-4 балла – низкий уровень
                           5-7 баллов – средний уровень
                           8-10 баллов – повышенный уровень
                           11-15 баллов – высокий уровень.

 

свернуть